postheadericon Кабинет психолога

Основные функции психолога в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Кабинет психолога представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в ДОУ – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и сотрудникам детского сада по проблемам обучения, развития, воспитания и социально-психологической реабилитации и адаптации воспитанников.

Кабинет педагога-психолога располагается на первом этаже детского сада, находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, медицинского блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Снижен общий шумовой фон, а также возможности ситуативного отвлечения и эмоционального напряжения детей.

В качестве психологического кабинета используется большая по размерам комната (площадь кабинета 23м²), пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения).

Помещение эстетично   оформлено (организовано) для индивидуальных бесед, диагностических процедур и коррекционно-развивающих занятий.

Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.

Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.

Кабинет психолога условно разделен на несколько рабочих зон, которые соответствуют основным направлениям работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении:

  1. Профессиональная зона, обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности  психолога.
Мебель и оборудование  Письменный стол, стул. Компьютерный комплекс (монитор, системный блок, клавиатура, мышка, музыкальные колонки)
Вспомогательный материал  Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности
Интерпретационный материал  Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности

 

  1. Зона для проведения групповой работы или работы в парах (диагностики, обучающих и развивающих занятий с детьми), где расположены детские столы со стульями.
  2. Зона релаксации и психического расслабления. Организована в целях снятия напряжения, для проведения индивидуальных коррекционных занятий с детьми, а также консультирования родителей, педагогов и специалистов ДОУ. Для этого специально отведена часть кабинета, в которой пол покрыт ковром, имеются мягкие игрушки, сухой бассейн с мягкими шарами, аквариум, стол с песком для рисования, песочница, магнитофон и подбор аудиокассет, дисков с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки).

 

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании».
  2. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию № 16 от 27.04.89 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
  3. Письмо Министерства народного образования РСФСР №247/18-21 от 30.11.89 г. «О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».
  4. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
  5. Инструктивное письмо Министерства образования России от 24.12.01. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
  6. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ».

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  1. Годовой план работы педагога-психолога, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
  2. Журнал учета проведенной работы.
  3. График работы на неделю (Циклограмма).
  4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
  5. Журнал консультаций психолога.
  6. Журнал учёта групповых форм работы.
  7. Журнал учёта диагностических исследований.
  8. Аналитический отчёт о проведенной работе педагога-психолога за учебный год.

Методический комплекс кабинета

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ 

ДЛЯ  РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ

 

  1. Пирамидка малая конусная.
  2. Пазлы.
  3. Набор рисунков для обводки.
  4. Трафареты тематические.
  5. Пазлы мягкие.
  6. Коробка форм.
  7. Природный материал (крупа, ракушки).
  8. Развивающая игра для пальцев рук «Мистер Твистер».
  9. Мозаика.
  10. Конструктор «деревянные игрушки».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ

ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

 Психологический инструментарий на каждый день по развитию коммуникативных способностей (авторы: Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, изд. «Речь», 2005 г.):

— материалы для работы с плакатами «Как я разрешаю конфликты с…»;

— материалы для работы с плакатами «Как я справляюсь со своей тревогой»;

— материалы для работы с плакатами «Как я справляюсь со своим гневом»;

— материалы для работы с плакатами «Как я преодолеваю трудности».

  1. Развивающая игра «Чудесные предметы. Волшебный сундучок» И. Васильевой.
  2. Развивающая игра «Мировые головоломки ТАНГРАМ для детей от 4-х лет».
  3. Развивающая игра «Найди четвертый лишний» (2 комплекта).
  4. Развивающая игра «Запомни пары» (тренировка внимания и памяти).
  5. Развивающая игра «Собери картинки в ряд».
  6. Развивающие задания «Для умников и умниц».
  7. Дидактическая игра «Предметные цепочки»» для детей от 2-х лет (развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления).
  8. Игра «Пирамида. Найди противоположное» (развитие речи).
  9. Книжка с наклейками «Мышление» для детей 5-6 лет.
  10. Книжка с наклейками «Внимание» для детей 5-6 лет.
  11. Игра — лото для дошкольников «Цвета и краски» (знакомство с цветами и их оттенками, тренировка внимания и памяти).
  12. Познавательная игра-лото «Одинаковое – разное» (знакомство со свойствами предметов).
  13. Демонстрационный материал «Что в моей корзинке?» (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
  14. Наборы разрезных картинок.
  15. Коробка форм.
  16. Пирамидка малая конусная.
  17. Матрешка 5-ти составная.
  18. Картотека дыхательных упражнений.
  19. Картотека пальчиковых игр.
  20. Задания для развития мелкой моторики.
  21. Домашний кукольный театр «Жили-были».

Диагностический инструментарий:

  1. Методики  диагностики и  изучения  психологической  готовности  детей  к  обучению  в  школе:
  • Тестовые задания для проверки знаний детей 5-7 лет:

        — Готов ли ты к школе? (окружающий мир)

       — Готов ли ты к школе? (мышление)

       — Готов ли ты к школе? (детская литература)

  • Тест школьной зрелости Керна-Йерасека.
  • Диагностика сформированности учебной мотивации (авт. Л.И. Божович и Н.И. Гуткина).
  1. Методики  уровня  интеллектуального  развития  и  общей  осведомлённости  детей.
  • Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и мл. школьный возраст) Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2005 г.
  • Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов ДОУ. – М.: 2009 г.
  • Диагностика детей раннего возраста Е.А. Стребелевой (материал: цветные кубики, Игрушка Петушок, счетные палочки, коробки разного размера, предметные картинки, матрешка, коробка форм, шарики разного размера).
  • Набор мягких игрушек, предметных картинок для исследования зрительной памяти.
  • Диагностика общей осведомленности и развития речи (авт.Л.И.Божович и Н.И. Гуткина)
  • Методика исследования интеллекта у детей 5-16 лет Векслера.

 

  1. Методики  изучения  эмоционально-волевой  сферы  детей  и  взрослых.
  • Диагностика эмоционального состояния дошкольников с помощью проективных методик: « Дом – дерево- человек», рисунок семьи, рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок «Я в детском саду» и др.
  • Тест детской тревожности Р.Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.
  • Опросник «Страхи у детей» (А.И. Захаров).
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
  1. Методики диагностики  семейных  отношений.
  • Методика Рене-Жиля.
  • Рисуночный тест «Рисунок семьи».
  • Семейное интервью ( автор А.И. Захаров).
  • Семейный тест: методика восприятия детьми отношения к ним родителей (с 3 лет).
  1. Методики диагностики взаимоотношений  в  группе, между  педагогом  и  ребёнком.
  • Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
  • Социометрия.

Раздаточный материал для продуктивной деятельности

  1. Альбомы для рисования.
  2. Цветная бумага.
  3. Цветной картон.
  4. Цветные карандаши.
  5. Простые карандаши.
  6. Восковые мелки.
  7. Цветные гелевые ручки.
  8. Гуашь.
  9. Пластилин.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – М.: «Книголюб», 2004.
  4. Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф. Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
  6. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.
  7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. — М. : Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2007.
  8. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  9. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  10. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по развитию дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  11. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2002.
  12. Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д. Глазунов. – М.: Глобус, 2008.
  13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер, худож. Г.А. Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  14. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю.Б. Гиппенрейтер, худож. Е.М. Белоусова, М.Е. Федоровская, В.В. Люлько и др. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
  15. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными / Ю.Б. Гиппенрейтер, худож. Т. Гамзина-Бахтай. – Москва: АСТ, 2014.
  16. Грабенко Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  17. Давыдова О.И. Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  18. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  19. Детская практическая психология: Учебник / под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004.
  20. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М: Книголюб (Психологическая служба), 2006.
  21. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.
  22. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  23. Забаровская Ю.И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  24. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2009.
  25. Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 3-4 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013.
  26. Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 4-5 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013.
  27. Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013.
  28. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2006.
  29. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2006.
  30. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе / Авт.-сост. Н.А. Завьялова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
  31. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. — М.: Книголюб, 2005.
  32. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. –М.:Айрис-пресс, 2005.
  33. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  34. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия / авт.-сост. Д.Г. Кайль. – Волгоград: Учитель, 2015.
  35. Кротов В. Сказочная педагогика: Озорство и хулиганство. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  36. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  37. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
  38. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  39. Маниченко И.В. 50 исцеляющих сказок от 33 капризов: Сборник терапевтических сказок./Составитель, редактор И.В. Маниченко . – 2-е изд., стереотипное – Челябинск: ООО «Умница», 2012.
  40. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  41. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
  42. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990.
  43. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  44. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  45. Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет. Организация и содержание образовательного процесса. Тематическое планирование занятий. – М.: Школьная Пресса, 2008.
  46. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  47. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.: Речь, 2006.
  48. Программа педагогической коррекции эмоциональных нарушений в поведении дошкольников средствами рисования. Департамент образования администрации Архангельской области, Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Изд. 5-е, Архангельск, 2007.
  49. Прохорова Г. А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2004.
  50. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.1.
  51. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2.
  52. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер (Серия «Хрестоматия по психологии»), 2002.
  53. Пэнтли Э. Л. Дисциплина без наказаний и крика / Э. Пэнтли; пер. с англ. Е.А. Бакушева. – Минск: Попурри, 2011.
  54. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010.
  55. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  56. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  57. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образвовательного учреждения – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
  58. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / Художник Левина Л.И. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  59. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – 3-е изд., испр. доп. – М.: АРКТИ, 2003.
  60. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  61. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1996.
  62. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  63. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2014.
  64. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М. Омега, 1996.
  65. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003.
  66. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. Институтов, учащихся пед. Училищ и коллеждей, воспитателей детского сада. / под ред. Г.А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995.
  67. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – 2-е изд. – М.: Генезис, части 1-4, 2010.
  68. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет / Н.Ю. Куражева; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014.
  69. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет / Н.Ю. Куражева; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014.
  70. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н.Ю. Куражева; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014.
  71. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. — М.: Книголюб, 2004.
  72. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. — М.: Книголюб, 2004.
  73. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В, Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2003.
  74. Шишова Т. Страхи – это серьезно: эмоционально развивающие игры и задания. – М.: «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ИСКАТЕЛЬ», 1997.
  75. Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

                                              ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

№ п/п Наименование Год издания
1. Справочник педагога-психолога. Детский сад. Изд. МЦФЭР, образование. 2011г., 2012г., 2013г., 2014г.
2. Психолог в детском саду. Ежеквартальный научно-практический журнал. 2004 г., 2005г., 2006 г.
3. Газета «Школьный психолог» с 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Версия для слабовидящих
Архивы
art-content-layout