Кабинет психолога
Основные функции психолога в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Кабинет психолога представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в ДОУ – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и сотрудникам детского сада по проблемам обучения, развития, воспитания и социально-психологической реабилитации и адаптации воспитанников.
Кабинет педагога-психолога располагается на первом этаже детского сада, находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, медицинского блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Снижен общий шумовой фон, а также возможности ситуативного отвлечения и эмоционального напряжения детей.
В качестве психологического кабинета используется большая по размерам комната (площадь кабинета 23м²), пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения).
Помещение эстетично оформлено (организовано) для индивидуальных бесед, диагностических процедур и коррекционно-развивающих занятий.
Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.
Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.
Кабинет психолога условно разделен на несколько рабочих зон, которые соответствуют основным направлениям работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении:
- Профессиональная зона, обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.
Мебель и оборудование | Письменный стол, стул. Компьютерный комплекс (монитор, системный блок, клавиатура, мышка, музыкальные колонки) |
Вспомогательный материал | Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности |
Интерпретационный материал | Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности |
- Зона для проведения групповой работы или работы в парах (диагностики, обучающих и развивающих занятий с детьми), где расположены детские столы со стульями.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании».
- Письмо Госкомитета СССР по народному образованию № 16 от 27.04.89 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
- Письмо Министерства народного образования РСФСР №247/18-21 от 30.11.89 г. «О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».
- Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
- Инструктивное письмо Министерства образования России от 24.12.01. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
- Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ».
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- Годовой план работы педагога-психолога, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
- Журнал учета проведенной работы.
- График работы на неделю (Циклограмма).
- Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
- Журнал консультаций психолога.
- Журнал учёта групповых форм работы.
- Журнал учёта диагностических исследований.
- Аналитический отчёт о проведенной работе педагога-психолога за учебный год.
Методический комплекс кабинета
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- Пирамидка малая конусная.
- Пазлы.
- Набор рисунков для обводки.
- Трафареты тематические.
- Пазлы мягкие.
- Коробка форм.
- Природный материал (крупа, ракушки).
- Развивающая игра для пальцев рук «Мистер Твистер».
- Мозаика.
- Конструктор «деревянные игрушки».
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Психологический инструментарий на каждый день по развитию коммуникативных способностей (авторы: Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, изд. «Речь», 2005 г.):
— материалы для работы с плакатами «Как я разрешаю конфликты с…»;
— материалы для работы с плакатами «Как я справляюсь со своей тревогой»;
— материалы для работы с плакатами «Как я справляюсь со своим гневом»;
— материалы для работы с плакатами «Как я преодолеваю трудности».
- Развивающая игра «Чудесные предметы. Волшебный сундучок» И. Васильевой.
- Развивающая игра «Мировые головоломки ТАНГРАМ для детей от 4-х лет».
- Развивающая игра «Найди четвертый лишний» (2 комплекта).
- Развивающая игра «Запомни пары» (тренировка внимания и памяти).
- Развивающая игра «Собери картинки в ряд».
- Развивающие задания «Для умников и умниц».
- Дидактическая игра «Предметные цепочки»» для детей от 2-х лет (развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления).
- Игра «Пирамида. Найди противоположное» (развитие речи).
- Книжка с наклейками «Мышление» для детей 5-6 лет.
- Книжка с наклейками «Внимание» для детей 5-6 лет.
- Игра — лото для дошкольников «Цвета и краски» (знакомство с цветами и их оттенками, тренировка внимания и памяти).
- Познавательная игра-лото «Одинаковое – разное» (знакомство со свойствами предметов).
- Демонстрационный материал «Что в моей корзинке?» (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
- Наборы разрезных картинок.
- Коробка форм.
- Пирамидка малая конусная.
- Матрешка 5-ти составная.
- Картотека дыхательных упражнений.
- Картотека пальчиковых игр.
- Задания для развития мелкой моторики.
- Домашний кукольный театр «Жили-были».
Диагностический инструментарий:
- Методики диагностики и изучения психологической готовности детей к обучению в школе:
- Тестовые задания для проверки знаний детей 5-7 лет:
— Готов ли ты к школе? (окружающий мир)
— Готов ли ты к школе? (мышление)
— Готов ли ты к школе? (детская литература)
- Тест школьной зрелости Керна-Йерасека.
- Диагностика сформированности учебной мотивации (авт. Л.И. Божович и Н.И. Гуткина).
- Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомлённости детей.
- Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и мл. школьный возраст) Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2005 г.
- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов ДОУ. – М.: 2009 г.
- Диагностика детей раннего возраста Е.А. Стребелевой (материал: цветные кубики, Игрушка Петушок, счетные палочки, коробки разного размера, предметные картинки, матрешка, коробка форм, шарики разного размера).
- Набор мягких игрушек, предметных картинок для исследования зрительной памяти.
- Диагностика общей осведомленности и развития речи (авт.Л.И.Божович и Н.И. Гуткина)
- Методика исследования интеллекта у детей 5-16 лет Векслера.
- Методики изучения эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.
- Диагностика эмоционального состояния дошкольников с помощью проективных методик: « Дом – дерево- человек», рисунок семьи, рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок «Я в детском саду» и др.
- Тест детской тревожности Р.Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.
- Опросник «Страхи у детей» (А.И. Захаров).
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
- Методики диагностики семейных отношений.
- Методика Рене-Жиля.
- Рисуночный тест «Рисунок семьи».
- Семейное интервью ( автор А.И. Захаров).
- Семейный тест: методика восприятия детьми отношения к ним родителей (с 3 лет).
- Методики диагностики взаимоотношений в группе, между педагогом и ребёнком.
- Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
- Социометрия.
Раздаточный материал для продуктивной деятельности
- Альбомы для рисования.
- Цветная бумага.
- Цветной картон.
- Цветные карандаши.
- Простые карандаши.
- Восковые мелки.
- Цветные гелевые ручки.
- Гуашь.
- Пластилин.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – М.: «Книголюб», 2004.
- Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – М.: Просвещение, 2008.
- Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф. Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.
- Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. — М. : Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2007.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по развитию дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2002.
- Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д. Глазунов. – М.: Глобус, 2008.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер, худож. Г.А. Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю.Б. Гиппенрейтер, худож. Е.М. Белоусова, М.Е. Федоровская, В.В. Люлько и др. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными / Ю.Б. Гиппенрейтер, худож. Т. Гамзина-Бахтай. – Москва: АСТ, 2014.
- Грабенко Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
- Давыдова О.И. Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Детская практическая психология: Учебник / под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004.
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М: Книголюб (Психологическая служба), 2006.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.
- Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Забаровская Ю.И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2009.
- Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 3-4 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013.
- Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 4-5 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013.
- Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2006.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2006.
- Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе / Авт.-сост. Н.А. Завьялова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. — М.: Книголюб, 2005.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. –М.:Айрис-пресс, 2005.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия / авт.-сост. Д.Г. Кайль. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Кротов В. Сказочная педагогика: Озорство и хулиганство. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
- Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Маниченко И.В. 50 исцеляющих сказок от 33 капризов: Сборник терапевтических сказок./Составитель, редактор И.В. Маниченко . – 2-е изд., стереотипное – Челябинск: ООО «Умница», 2012.
- Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет. Организация и содержание образовательного процесса. Тематическое планирование занятий. – М.: Школьная Пресса, 2008.
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.: Речь, 2006.
- Программа педагогической коррекции эмоциональных нарушений в поведении дошкольников средствами рисования. Департамент образования администрации Архангельской области, Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Изд. 5-е, Архангельск, 2007.
- Прохорова Г. А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2004.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.1.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2.
- Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер (Серия «Хрестоматия по психологии»), 2002.
- Пэнтли Э. Л. Дисциплина без наказаний и крика / Э. Пэнтли; пер. с англ. Е.А. Бакушева. – Минск: Попурри, 2011.
- Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010.
- Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образвовательного учреждения – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / Художник Левина Л.И. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – 3-е изд., испр. доп. – М.: АРКТИ, 2003.
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1996.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М. Омега, 1996.
- Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. Институтов, учащихся пед. Училищ и коллеждей, воспитателей детского сада. / под ред. Г.А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – 2-е изд. – М.: Генезис, части 1-4, 2010.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет / Н.Ю. Куражева; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет / Н.Ю. Куражева; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н.Ю. Куражева; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014.
- Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. — М.: Книголюб, 2004.
- Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. — М.: Книголюб, 2004.
- Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В, Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2003.
- Шишова Т. Страхи – это серьезно: эмоционально развивающие игры и задания. – М.: «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ИСКАТЕЛЬ», 1997.
- Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
№ п/п | Наименование | Год издания |
1. | Справочник педагога-психолога. Детский сад. Изд. МЦФЭР, образование. | 2011г., 2012г., 2013г., 2014г. |
2. | Психолог в детском саду. Ежеквартальный научно-практический журнал. | 2004 г., 2005г., 2006 г. |
3. | Газета «Школьный психолог» | с 2001 г. |